Вопрос-ответ

Задать вопрос
Банковские реквизиты ( 4 ) Бесплатный проезд ( 1 ) Вступление в наследство ( 1 ) Дети-инвалиды ( 3 ) Единое пособие ( 11 ) Ежемесячные выплаты ( 1 ) ЖКХ ( 2 ) Здоровье ( 1 ) ИПРА ( 1 ) Люди с инвалидностью ( 11 ) МФЦ ( 1 ) Медицинская помощь ( 4 ) Мобилизация ( 50 ) Мобилизованные и члены их семей ( 1 ) Мошенничество ( 3 ) Образование ( 1 ) Помощь безработным ( 2 ) Пособие по безработице ( 1 ) Работа ( 2 ) Ранняя помощь ( 1 ) Семьи с детьми ( 1 ) Социальная пенсия ( 1 ) Социальное обслуживание ( 4 ) Социальное пособие ( 1 ) Социальный кластер ( 10 ) Соцстрах ( 1 ) Средства реабилитации ( 2 ) Установление инвалидности ( 1 ) Уход за инвалидами ( 1 ) Финансовая грамотность ( 25 ) Цифровизация ( 1 )

- Эмоциональная подача – один из признаков фейка. Обычно ложные сообщения содержат много эмоциональных высказываний и описывают события в негативном ключе.

- Проверьте информацию на официальных сайтах органов власти и государственных учреждений.

- Проверьте отдельные факты в различных источниках, сравните имена, даты, географические локации и прочие сведения.

Что делать, если вы обнаружили фейк?

Направьте обращение в Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу по адресу эл. почты: rsockanc66@rkn.gov.ru.

Перепроверить информацию о ЧС или происшествии вы можете по телефону пресс-службы ГУ МЧС России по Свердловской области: +7 (343) 346-10-32.

За распространение фейков грозит уголовная ответственность по статье 207.1 УК РФ. Нарушителям грозит штраф до 700 000 рублей или ограничение свободы до трех лет.

Мошенники используют в своих схемах темы здоровья и медицинской помощи, потому что они важны для многих людей. Обманщики представляются сотрудниками поликлиник, страховых компаний или несуществующих государственных организаций – скажем, «Единой медицинской службы».

Начало разговора может быть любым. Они приглашают на плановое обследование или говорят, что можно записаться к врачу узкой специальности. Иногда пугают якобы плохими анализами и предлагают срочно записаться на платную программу лечения. Или убеждают, что необходимо заменить бумажный полис ОМС на электронный.

Нередко аферисты знают не только фамилию, имя и отчество, но и другую информацию о человеке. К примеру, могут назвать настоящий диагноз, фамилии реальных врачей, адрес местной поликлиники или больницы. Такие сведения мошенники находят в открытых источниках или в базах данных, украденных из поликлиник или медицинских лабораторий.

Если преступникам удается втереться в доверие, они стараются выманить у человека секретные данные. Например, код из СМС, который открывает доступ к личному кабинету на Госуслугах. Там мошенники могут получить массу информации о своей жертве – номер паспорта, СНИЛС, сведения об имуществе. Эти данные могут использоваться в других схемах, к примеру, чтобы оформить на имя потерпевшего кредиты и займы или вымогать деньги у его родственников.

Иногда мошенники сразу просят оплатить какие-то услуги, и человек просто теряет деньги. Либо убеждают установить на телефон приложение для записи к врачу, а по факту это программа-вирус, из-за которой человек теряет доступ к своему устройству. И под угрозой оказываются все приложения с персональными и платежными данными, в том числе банковские.

Правила безопасности

1) Нельзя говорить незнакомцам данные своих документов, коды из СМС, реквизиты банковской карты или раскрывать ответ на контрольный вопрос на портале Госуслуг. 

2) Ни в коем случае не переходите по ссылкам от незнакомцев и тем более не устанавливайте по их просьбе приложения.

3) Всегда обращайте внимание, кто вам прислал уведомление на телефон и для чего именно оно нужно. Перепроверяйте любую информацию, особенно если она касается денег. 

4) Сами свяжитесь с организацией, из которой к вам обратились. Настоящие контакты можно найти на ее официальном сайте. Обычно поисковики отмечают проверенные ресурсы галочкой.

Как научиться отличать схемы обманщиков, вы можете узнать в разделе «Грабли» на просветительском ресурсе Банка России Финансовая культура


25 июля 2024 года вступил в силу закон, по которому банки будут приостанавливать на два дня перевод денег на счет, если он есть в базе данных Банка России о случаях мошенничества.  

Банк не отправит деньги, даже если вы будете очень настойчивы и попробуете перевести деньги повторно. При этом вам сообщат причину и срок приостановки. Но если вы попытаетесь перевести деньги вновь после окончания периода блокировки, деньги уйдут на счет, а банк не будет обязан компенсировать потери. 

Если банк провел перевод получателю, информация о котором есть в базе данных Банка России, он будет должен возместить ущерб в течение 30 дней после получения заявления от пострадавшего.

Замораживаться будут и просто подозрительные операции, даже если получателя перевода нет в базе мошенников. Подозрительной будет считаться операция, например, если вы решите перевести деньги в нетипичное для себя время. Или прямо перед платежом у вас резко увеличится количество сообщений и звонков с новых номеров. 

В случае с подозрительным переводом банк также сообщит, почему приостановил операцию. Но если вы попытаетесь повторить перевод – он отправит деньги.

Как не попасть в руки мошенников, вы можете узнать на просветительском ресурсе Банка России Финансовая культура