Вопрос-ответ

Задать вопрос
Банковские реквизиты ( 3 ) Бесплатный проезд ( 1 ) Дети-инвалиды ( 3 ) Единое пособие ( 11 ) ЖКХ ( 1 ) ИПРА ( 1 ) Люди с инвалидностью ( 11 ) МФЦ ( 1 ) Медицинская помощь ( 3 ) Мобилизация ( 50 ) Образование ( 1 ) Помощь безработным ( 2 ) Пособие по безработице ( 1 ) Работа ( 2 ) Ранняя помощь ( 1 ) Семьи с детьми ( 1 ) Социальная пенсия ( 1 ) Социальное обслуживание ( 4 ) Соцстрах ( 1 ) Средства реабилитации ( 2 ) Установление инвалидности ( 1 ) Уход за инвалидами ( 1 ) Финансовая грамотность ( 22 ) Цифровизация ( 1 )

Поскольку человек активно использует банковскую карту, оплачивая товары и услуги и получая переводы, важно разобраться, какие реквизиты можно сообщать другим, а какие нельзя, и почему.

Если кто-то хочет перевести вам деньги

Вы можете без опаски сообщить отправителю:

Название банка и номер телефона, к которому привязан счет. Чаще всего этих данных достаточно для перевода. Они позволят другому человеку мгновенно перевести вам деньги.

Номер банковской карты, который обычно состоит из 16 цифр. Зная этот номер, человек сможет отправить вам деньги через приложение другого банка, терминал или банкомат. При это не стоит сообщать другие реквизиты карты.

Номер расчетного счета, который состоит из 20 цифр. Его можно найти в своем онлайн-банке или запросить в отделении банка по паспорту. Переводы по номеру счета предпочитают организации, например, когда оплачивают работу фрилансеров. Дополнительно они запрашивают реквизиты банка получателя: наименование банка, БИК, корреспондентский счет. Их можно называть без риска для себя, так как эти данные общедоступны.

Если на вашу карту неожиданно пришли деньги

Пытаясь разобраться в ситуации, вы звоните в банк. Сначала сотрудник банка должен убедиться, что это действительно вы, а не мошенник. Для этого он спросит ваше ФИО, номер паспорта, а также может уточнить:

Последние четыре цифры номера карты. По ним он быстро найдет ее в системе, чтобы разобраться в ситуации. 

Кодовое слово. Вы указываете его, когда подписываете договор с банком.

Если вы сами обращаетесь в банк, звоните по официальному номеру, указанному на сайте организации или на обороте банковской карты. В этом случае можно без риска сообщать оператору информацию, которую он запрашивает.

Какие банковские данные нельзя никому сообщать и почему?

Есть данные, которые сотрудники банков не спрашивают никогда. Важно всегда держать в секрете:

Три цифры с оборота карты. Эти три цифры – код – должны быть известны только вам. Обычно их надо вводить при оплате покупок в интернете. 

Пароли и коды из банковских уведомлений. Банк рассылает секретные одноразовые коды и пароли для подтверждения ваших операций или входа в личный кабинет. Это дополнительная защита ваших счетов от мошенников. 

Срок действия карты. Иногда для онлайн-покупок по карте не нужен ни код с оборота карты, ни пароли и коды из СМС и push-уведомлений от банка – достаточно номера карты и срока ее действия. Настоящие сотрудники банка и сами могут его проверить.

ПИН-код карты. Держите его в секрете, не пишите на карте и не храните рядом. 

Если все-таки мошенники получили ваши конфиденциальные данные, срочно предпримите ряд действий.

Срочно блокируйте карту. Это можно быстро сделать в мобильном приложении банка или по номеру горячей линии. Так вы отрежете мошенникам доступ к деньгам на счете, и, возможно, они не успеют украсть все ваши накопления.

Если злоумышленники заполучили логин и пароль от вашего личного кабинета на сайте банка, попросите оператора горячей линии немедленно отключить дистанционный доступ к счету. Иначе мошенники смогут не только присвоить все ваши сбережения, но и оформить кредит на ваше имя.

Затем карту надо будет перевыпустить – тогда ее реквизиты изменятся, а прежние, известные преступникам, станут недействительными. Для онлайн-банка создайте новые логин и пароль.

На всякий случай запросите свою кредитную историю – убедитесь, что мошенники не оформили займы на ваше имя.

Как правильно пользоваться разными финансовыми услугами, читайте на информационно-просветительском ресурсе Банка России Финансовая культура.

Если вы решили отправить деньги другу или родственнику, живущему в другом городе, можете воспользоваться денежным переводом.

Как перевести деньги?

В денежном переводе участвуют отправитель, получатель и посредник – тот, кто доставляет деньги адресату. Таким посредником может быть банк, Система быстрых платежей или Почта России. 

Выбирая посредника, учитывайте:

- как адресату удобнее получить деньги – через какого посредника;

- какую сумму нужно отправить;

- насколько срочно получателю нужны деньги;

- какова комиссия за операцию.

Через банк 

Чтобы отправить наличные деньги через офис банка, нужно прийти в отделение с паспортом и заполнить заявление на перевод, указав название и реквизиты банка, куда должны прийти деньги, фамилию, имя, отчество адресата и его паспортные данные. Получателю выдадут деньги в кассе банка. Если вы хотите перевести деньги на банковский счет адресата, в таком случае вместо паспортных данных получателя надо указать номер его счета.

Онлайн-переводы с карты на карту или со счета на счет доступны в личном кабинете на сайте банка или в его мобильном приложении.

Через отделение банка сумма перевода не ограничена. В иных случаях банки могут вводить ограничения на сумму одной операции в день и в месяц.

Будет ли комиссия и каков ее размер, нужно уточнять у сотрудника банка или по телефону горячей линии банка, прежде чем делать денежный перевод.

Срок зачисления денег от нескольких секунд до 3 рабочих дней.

Через систему быстрых платежей (СБП)

СБП позволяет делать переводы по номеру телефона между клиентами банков, подключенных к этой системе.

Чтобы сделать перевод, в меню онлайн-банка надо найти пункт «Перевод по номеру телефона» или «Перевод через СБП», ввести номер телефона получателя, сумму и выбрать из появившегося списка название банка, куда отправятся деньги.

По закону можно перевести максимум 1 млн рублей за один раз, но банки вправе самостоятельно снизить лимит разового перевода.

При этом за день из каждого банка, подключенного к СБП, можно гарантированно отправить до 150 000 рублей. Банкам разрешено увеличивать дневной лимит, но уменьшать его запрещено.

Переводы через СБП до 100 000 рублей в месяц бесплатны. Если сумма превышает этот предел, банки вправе брать комиссию до 0,5% от размера перевода, но не больше 1 500 рублей.

Деньги приходят мгновенно.

Через «Почту России» 

Вы отправляете деньги наличными через почтовое отделение, и адресату их выдадут на почте. Для этого понадобится фамилия, имя, отчество получателя и его адрес. Отправителю нужен только паспорт. 

Также можно отправить наличные на расчетный счет в банке – но вместо адреса получателя надо будет назвать номер его счета. 

На сайте почты можно сделать онлайн-перевод со своей карты на карту другого человека или с возможностью получить эти деньги наличными в отделении.

Можно отправить до 500 000 рублей, если получатель сам придет получать их на почту. Если нужна доставка денег на дом, тогда лимит перевода будет 120 000 рублей. Безналичным способом можно отправить до 250 000 рублей.

Комиссия за перевод состоит из нескольких частей, уточняйте у оператора отделения.

Деньги придут в течение 2-6 дней.

Как правильно пользоваться финансовыми услугами, читайте на просветительском ресурсе Банка России Финансовая культура

Социальная инженерия – это различные психологические уловки, с помощью которых мошенники (социальные инженеры) выманивают у людей данные их банковских карт и счетов, чтобы похищать их деньги.

Рассмотрим распространенные психологические уловки, которые используют мошенники.

Вызывают доверие

Мошенники представляются теми, от кого люди не ждут подвоха: сотрудниками банков, Центробанка, МВД или ФСБ.

Социальный инженер может прикинуться вашим приятелем или родственником, например, взломав или сделав дубликат их аккаунтов в соцсетях.

Подделывают телефонные номера, документы и сайты

  • Подменяют номер, с которого звонят или присылают сообщение. 
  • Подделывают документы: например, счета на оплату коммунальных услуг и присылают по СМС или электронной почте. Если человек оплатит такой счет, все деньги уйдут к мошенникам.
  • Копируют сайты финансовых организаций и популярных онлайн-магазинов. Мошенники рассчитывают, что пользователь сразу переведет деньги на их счет или оставит конфиденциальные данные своей банковской карты.

Запугивают потерей денег

Например, мошенник звонит «из службы безопасности банка» и сообщает, что по карте «прямо сейчас» проводится подозрительная операция. Растерянному человеку предлагают срочно назвать трехзначный код с обратной стороны карты, чтобы отменить транзакцию. Или перевести деньги на «безопасный счет». Если человек поддастся панике и выполнит инструкции «экспертов», то, не ведая того, он сам отправит все сбережения мошенникам.

Заманивают выигрышем

Мошенники эксплуатируют стремление людей к легкому обогащению и предлагают пройти опрос за вознаграждение или получить социальные выплаты.

Организаторы схемы под разными предлогами просят человека ввести данные карты, чтобы оплатить комиссию за участие или символический налог. Основная опасность кроется не в потере небольшой суммы, а в том, что человек оставит конфиденциальную информацию на фишинговой (поддельной) странице, а мошенники получат доступ к его деньгам на счете.

Не дают подумать

Мошенники специально торопят, чтобы лишить человека возможности принять взвешенное решение в спокойной обстановке. Они требуют немедленно перевести деньги, срочно оплатить какую-либо услугу, «как можно скорее» назвать секретный номер, пароль или код.

Следуйте правилам финансовой безопасности, чтобы избежать встречи с социальными инженерами:

  1. Никому и никогда не сообщайте полные реквизиты банковской карты, включая трехзначный код с обратной стороны; а также ПИН-коды и пароли из СМС от банка.
  2. Не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений и не переводите незнакомцам деньги по первому требованию.
  3. Не храните много денег на карте, которой расплачиваетесь в интернете: кладите только ту сумму, которую собираетесь потратить в данный момент. 
  4. Получив внезапный звонок из финансовой организации со срочным вопросом или, положите трубку и позвоните туда сами, найдя номер на ее официальном сайте. Набирайте этот номер вручную. 
  5. Не соглашайтесь сходу на «заманчивое предложение». Дайте себе время на размышление, посоветуйтесь с родными и знакомыми.
  6. Не публикуйте в открытом доступе свои персональные данные: номер телефона, домашний адрес, данные паспорта. Мошенники охотно задействуют эту информацию в своих аферах.

Как обезопасить себя от мошенников, читайте на просветительском ресурсе Банка России Финансовая культура.