Использование здоровьесберегающих и компьютерных технологий для развития речи малышей

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Среди воспитанников 2-3 лет высок процент детей, имеющих врождённую патологию, хронические заболевания, которые накладывают отпечаток на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Такие детки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении на основе сохраненияих здоровья. Логопедическая работа с безречевыми детьми раннего возраста предполагает не только запуск речи, коррекцию собственно речевых расстройств, но и формирование гармоничной личности.
В связи с этим возникает необходимость включения в логопедическую работуздоровьесберегающих и компьютерных технологий. В связи с недостатком мест на логопункте задействован ресурс дополнительного образования – кружок «Услуги логопеда». Обучение детей навыкам здоровьесбережения проводится в виде игровых комплексов логопедической поддержки «Занимательная гимнастика», которые включают: кинезиологические упражнения, элементы су-джок терапии, пальчиковую, артикуляционную, дыхательную, зрительную гимнастику, мышечную релаксацию, логоритмику.
Специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» позволяет поднять на более высокий технологический уровень логопедическую помощь малышам и повысить её эффективность. Устранение задержки речевого развития происходит в результате системного и деятельностного подходов, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у малышей с помощью анимационного героя – Тигрёнка. Включая наиболее действенные технологии в систему логопедических занятий, стараюсь создавать психофизиологический комфорт детям, «ситуацию уверенности» в своих силах. В своей практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие компоненты.
Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. У малышей формируются быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении дополнять эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому кинезиологические упражнения с одновременными разнотипными движениями рук способствуют более эффективному развитию речи малышей.
Су-джок терапия разработана как нетрадиционная технология южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Элементы су-джок терапии направлены на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Самомассаж пальцев мячом су-джок мы используем для развития мелкой моторики, ловкости и координации движений, вызывания звуков, развития чувства ритма, рифмы. В процессе логопедических занятий ребёнок также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории. Немаловажным является положительный эмоциональный фон занятий в игровой форме, с использованием наглядности и музыкального сопровождения (баян). Этот метод принадлежит к числу эффективных средств коррекции, способствует оздоровлению всего организма ребёнка.
Артикуляционная гимнастикапозволяетулучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); обеспечить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для звукопостановки.
Дыхательная гимнастикаспособствует формированию навыков диафрагмально-речевого дыхания, которое считается наиболее правильным типом дыхания. В процессе логопедических занятий систематически ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности речевого выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима длявызывания звуков у детей раннего возраста.
Гимнастика для глаз (глазодвигательные упражнения)полезна всем детям 2-3 лет в целях профилактики снижения остроты зрения, развития зрительного внимания, восприятия.
Логоритмикаявляется универсальным средством коррекции и здоровьесбережения. Практикой доказано, что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Имеющиеся умалышей«неполадки» в общей моторике: недостаточная чёткость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации – преодолеваются в процессе логоритмических игр и упражнений.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Комплекс релаксационных упражнений под музыку мы используем для обучения малышей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
Таким образом, опыт логопедической работы подтверждает эффективность комплексного использования здоровьесберегающих и компьютерных технологий в работе с детьми раннего возраста. Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей 2-3 лет, отвечает требованиям ФГОС на современном этапе.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым
Михляева Л.В., учитель-логопед
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 3 С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ"