Детям и взрослым нужно… играть

Автор: Юлия Войта Дата публикации: 07.03.2024

Мы мало говорим с детьми о простых вещах… Можно ли, исходя из этого вывода, разработать социальный проект по профилактике зависимого поведения детей и молодежи?


Насколько эффективна такая инициатива и как выстроить стратегию развития некоммерческой организации, которая поможет подросткам без менторства вести успешный и здоровый образ жизни?

Ответы на эти вопросы мы получили в ходе интервью с учредителями и руководителями АНО «Энергия успеха» Ольгой Витальевной Дубровиной и Сергеем Александровичем Агеевым, прошедшем на площадке центра СОЦИО в Екатеринбурге.

О простых вещах 

С детьми нужно говорить о простых вещах. А еще лучше играть. Так? Именно поэтому вы разработали программу позитивной профилактики «Навстречу будущему», апробация и тиражирование которой была «упакована» в социальный проект?

Ольга Дубровина: Понимаете, здоровый образ жизни — это не только про питание, про занятия спортом и правильный режим дня. Здоровый образ жизни — это про формирование здоровой личности, которая не только придерживается принципов ЗОЖ, но умеет ставить цели, умеет планировать свою жизнь, умеет формировать свое окружение так, чтобы оно помогало ему расти, поддерживало в сложных делах. Это действительно воспитание личности.

В работе над проектом мы двигались пошагово, методом тестирования идей, выдвижения гипотез, исследования предполагаемой проблемы. И пришли к выводу, что прежде всего нужно работать с педагогами. Создание профилактической среды в школах, колледжах, вузах лучше начинать с тех, кто учит. И мы четко видели, что если будем проходить этот процесс традиционно — за партами, читая лекции, то и педагоги потом будут передавать знания и навыки ребятам точно также. Благодаря внедрению нашей программы «Навстречу будущему», педагоги смогли и сами научиться новому в процессе игры-тренинга, и успешно применить методы ведения интерактивных мероприятий как для проведения профилактических игр с учащимися, так и в своей обычной деятельности.

Из отзывов: Программу можно проводить системно, последовательно, регулярно. При этом у компонентов игры есть уникальное свойство: программа напоминает конструктор, который легко встраивается в другие проекты образовательной организации и процессы обучения. Каждый педагог или специалист может взять какие-то элементы и применить их в своей работе. От этого ценность пройденного обучения только возрастает!

Почему вы решили заняться формированием ЗОЖ именно через развитие психологической устойчивости у подростков?

Ольга Дубровина: Одна из основных проблем молодежи – высокая степень риска вовлечения в зависимое поведение. Чтобы изменить ситуацию, в первую очередь, необходимо работать с ценностями и установками молодого поколения, через позитивную профилактику повышать их психологическую устойчивость к рискованным предложениям и вредным привычкам.

Привычные уроки, лекции, беседы тут, к сожалению, не эффективны. Лучший формат, который учитывает интересы и потребности молодежи, это интерактив. Знания, умения и навыки, полученные в игровой форме, не вызывают сопротивления и воспринимаются ребятами как свои собственные идеи и находки. Игровые техники в образовании – это не инновация, но почему-то педагогов редко учат такому формату.

Более того, когда приходим к подросткам с этой программой, мы говорим, что прекрасно понимаем – вы уже знаете, что такое здоровый образ жизни, с вами об этом много говорят, есть много источников, откуда можно почерпнуть информацию. И предлагаем обсудить простые вещи, что значит быть успешным, уверенным в себе человеком здесь и сейчас, и потом в ближайшем и далеком будущем. Можешь ли ты что-то сделать со своим плохим настроением. Можешь ли ты защитить свои границы и четко сказать нет, если тебе что-то навязывают, а ты не хочешь делать ничего подобного. Что делать, если ты столкнулся с проблемой и не можешь достичь своей цели. Кто в этом виноват и что делать?

Ответы на эти важные вопросы ребята сами находят во время игры-тренинга. В этом и ценность процесса - им никто не навязывает мнение со стороны, идет поиск решения, через ошибки, разные точки зрения, дискуссии. Вырабатывается самостоятельность, умение анализировать, слушать других, принимать решение и брать ответственность на себя.

Грант для тиражирования успеха

Достаточно непривычная социальная практика. И я правильно понимаю, что вы не просто апробировали эту программу, но и благодаря реализации социального проекта (в коллаборации с партнерами и при поддержке Фонда президентских грантов) смогли тиражировать ее…

Ольга Дубровина: За 2023 год участниками профилактической программы стали более полутора тысяч подростков — это учащиеся 5 и 6 классов из 15 школ Свердловской области. Ведущими игр смогли стать свыше 50 учителей и специалистов из школ и колледжей нашего региона, они сейчас проходят обучение по разработанной нами программе дополнительного профессионального образования «Формирование профилактической среды в образовательных организациях».

Нам легко работать со всеми нашими партнерами. Нельзя не оценить вклад управлений образования, школ, колледжей и самих педагогов в успешную реализацию проекта. Нас объединяют общие цели и неравнодушие к судьбе молодого поколения. Я много работаю с представителями образования – это уникальные люди, готовые вкладывать знания, силы и душу в своих учеников.

После обучения по нашей программе ведущие часто становятся соавторами игры-тренинга. Мы искренне радуемся их личным достижениям и тем изменениям, которые происходят с учащимися в их классах. Большой охват целевой аудитории в этой программе идет еще и потому, что формируется и развивается личность как участников программы, так и самих ведущих. Такой «побочный» эффект неизбежен, потому что педагоги демонстрируют новую для себя роль – партнера и наставника.

Есть ли у этого проекта свои кейсы и герои? Знаю, что в вашей программе активно используется такой игровой элемент как «Стена успеха». Кто в проекте попал на «Стену успеха»?

Ольга Дубровина: Да, есть уникальные коллективы в школах, колледжах, вузах. В проекте в качество ведущих программы успешно участвуют не только преподаватели и специалисты учебных заведений, но и студенты.

Ярким примером творческой и креативной команды стали ведущие из школы №57 г. Новоуральска. Коллеги проявили инициативу и включили нашу программу в общешкольное соревнование на звание «Лучший класс», такое нововведение одобрили и ученики, и учителя школы.

Ведущие лицея №56 организовали методическую встречу для своей школы, где педагоги смогли пройти игру в роли подростков и сами оценили новую форму проведения профилактических мероприятий.

Замечательный опыт вовлечения студентов в работу ведущих мы получили в колледже имени Демидовых г. Невьянск, где сразу после прохождения обучения ребята смогли, а главное, захотели проводить игру-тренинг «Навстречу будущему» со студентами колледжа и учениками школ.

Ведущие Новоуральского технологического колледжа адаптировали профилактическую программу для группы особых студентов и под руководством педагога-психолога Дедюхиной Елены Павловны провели игру-тренинг. Это новый опыт для нас и новые возможности программы.

Специалисты Центра диагностики и консультирования провели программу у детей из Макеевки, которые приехали на Урал из Луганской народной республики. Модули игры-тренинга нашли свое применение в летнем трудовом лагере, где участниками стали трудные подростки.

Партнерами нашего проекта стали и некоммерческие организации. Благотворительный фонд «На Крыльях добра» апробировал на своей площадке программу среди подростков из малоимущих семей и выразил желание обучить членов своей команды ролям ведущих игры.

Хочу отметить, что в проект включились студенты первого курса Технического университета, которые проходят модули программы «Навстречу будущему» на курсе «Эффективное лидерство и командообразование».

Родителям на заметку

Если о Вашем проекте узнают родители или сами подростки, могут ли они включиться в проект?

Ольга Дубровина: Так и происходит. К нам обращаются родители, они сами выходят с предложением в родительский комитет и собирают группу ребят или группу детей вместе с родителями. И мы проводим мероприятие. Здесь нужно четко понимать, что это не индивидуальная проработка каких-то вещей, а командная работа. Мы все-таки говорим о формировании определенного социума вокруг ребенка. Недавно мне позвонила активная многодетная мама из Ижевска, которая призналась, что очень хочет, чтобы и у них состоялась такая игра. И на такие просьбы мы тоже откликаемся: готовы обучать ведущих в формате онлайн.

Хочу отметить, что наша игра, по сути, трансформер: ее разные элементы мы можем компоновать, исходя из того, какая аудитория у нас собирается. Оцениваем возраст участников, количество человек в группе, готовы ли присоединиться родители, какие темы наиболее актуальны. Важна поэтапная реализация программы, то есть не просто одна игра, а серия игр, направленных на позитивную профилактику зависимого поведения и вредных привычек.

Мы рады всем партнерам – и новым, и тем, кто присоединится к нашему просветительскому движению в будущем. Это родительские комитеты, детско-юношеские клубы, дома детского творчества, детские учебные центры, районные и городские центры культуры, общественные организации.

Заглянуть в будущее

В ближайших планах развитие и продвижение программы позитивной профилактики «Навстречу будущему»? Как планируете достигать этой цели?

Ольга Дубровина: Наша команда планирует продвигать, развивать и масштабировать свою инициативу: мы намерены увеличить охват целевой группы, расширить географию проекта в Свердловской области и за ее пределами, провести серию мероприятий для вовлечения волонтеров в пул наших ведущих. Обязательно проведем презентационные игры для семей с детьми – в поддержку Года семьи в России.

В марте 2024 года завершится обучение первого потока из 50 человек курса по программе дополнительного профессионального образования для педагогов по формированию профилактической среды в образовательных организациях. Мы приступили к разработке рекомендаций по общению с подростками и их воспитанию, планируем издать их в формате методических пособий для учителей и книг для родителей.

Надеемся, что наши деяния мы сможем продолжать не только за счет собственных средств, но и благодаря грантовой поддержке и субсидиям (регионального и федерального уровня), а также помощи благотворителей и спонсоров, которым важна проблема здоровья молодого поколения.

Какие еще направления есть в вашей НКО? Это ведь не один проект?

Сергей Агеев: Формирование профилактической среды в образовательных организациях – это не только организация работы с детьми и подростками. Это еще и безопасные условия жизнедеятельности. Вот в чем это у нас заключается? Это базовые комфортные условия для людей. Все это регламентируется большим количеством нормативных документов, обязательных к выполнению при организации учебного процесса и при его проведении. Руководители и специалисты учебных организаций, независимо от форм собственности, обязаны проходить специальное обучение, которое будет периодически повторяться через три-пять лет, по охране труда, противопожарной защите, в некоторых случаях по транспортной деятельности, по утвержденным программам в лицензированных организациях. Огромную роль при организации учебного процесса является организация доступной среды для маломобильных групп населения.

И вы помогаете организациям решать проблемы в этом направлении? Только образовательным или другим некоммерческим организациям тоже?

Сергей Агеев: Да, в сотрудничестве с нами можно решить многие проблемы по обеспечению безопасности зданий и учреждений, по охране труда не только школам и колледжам, но и НКО. Мы консультируем по всем перечисленным моментам, еще добавлю в этот перечень качество воды, пожарную безопасность, доступную среду, оказание первой помощи, переподготовку и повышение квалификации водителей автомобилей. Мы оказываем практически любые услуги в этой сфере, помогаем и в проведении аудита, проводим лекции и семинары.

Энергия + успех = АНО «Энергия успеха»

Все-таки хочу спросить, откуда вообще появилось название «Энергия успеха», как проходил процесс нейминга?

Сергей Агеев: Название должно передавать суть деятельности организации. В то же время не быть просто формально красивым. Здесь действительно педагогический успех, та внутренняя энергия, которую тренера и ведущие игр готовы передать детям и взрослым, это та энергетика школы или колледжа, энергетика детей и молодежи, благодаря которым наш проект насыщается жизненной силой и потенциалом.

Ольга Дубровина: Название «Энергия успеха» — это про команду нашей организации. Все, кто работает с нами – люди, привыкшие создавать, созидать, творить. Движение — это наше все, то, что мы любим, то, что зажигает и вдохновляет. Вторая наша сильная сторона – это оптимизм, даже когда что-то пошло не так. Мы любим и умеем радоваться, мы умеем через тернии идти к успеху и получать удовольствие даже от проблем и трудностей. На том и держимся.

А какие ценности ваша организация транслирует в общество?

Ольга Дубровина: Самые простые и самые важные: человек с принципами ЗОЖ – это не только про питание и занятие спортом – это про успешную, уверенную в себе личность, Личность, которая умеет ставить цели, решать проблемы, преодолевать трудности, брать на себя ответственность и при этом остается человеком, готовым помочь и поддержать ближнего, ценит семью, любит свою Родину.

Давайте будем подводить итоги: как считаете, учитывая все вышесказанное, какая миссия у вашей организации АНО «Энергия успеха».

Ольга Дубровина: Наша цель — достойному поколению достойное будущее. Это путевая звезда, это то, к чему мы стремимся. На самом деле, чисто человеческие ценности. Здесь нет, наверное, ничего сложного, ничего архи-возвышенного, совершенно все просто и прагматично. Мы хотим сами счастливо и полноценно жить, хотим, чтобы были счастливы наши дети. А для этого нам необходимо вкладываться в поколение, которое сейчас подрастает, в руках которого в скором времени будет судьба нашей страны.

В последние годы как-то сложилось, что мы мало говорим про ценности, про ценности для личности, про ценности для общества. Сейчас важно вести этот диалог с молодежью, говорить на равных, задавать вопросы и давать возможность им самим найти ответы. Что ценишь, что любишь в этой жизни, к чему стремишься, о чем мечтаешь, какие люди в твоем окружении. Это очень простые вещи, о которых в суете и вечной занятости мы часто забываем.

Чем больше мы сейчас вложимся в воспитание подрастающего поколения, тем увереннее будем смотреть в будущее.

Подготовила Юлия Войта, директор АНО «Скрепка», при поддержке АНО «Третий сектор» и АНО «СОЦИО»

Автономная некоммерческая организация поддержки и развития социальных и инклюзивных инициатив "Скрепка"

Поделиться:

Нам важно ваше мнение

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять отзывы