«НКО и деньги несовместимы»: семь мифов о коммерческой деятельности НКО

НКО не могут, не умеют или не должны зарабатывать деньги? Вместе с экспертами разбираемся, почему третий сектор может обеспечивать сам себя.

Гранты, членские взносы, частные и корпоративные пожертвования — НКО могут собирать на свою деятельность разными путями. Еще один вариант — заработать самим. Коммерческая деятельность — это возможность обеспечить стабильность в работе и частичную независимость. Но остается ли организация «некоммерческой», если начинает зарабатывать?

Миф 1. У НКО нет законных способов самостоятельно зарабатывать деньги: ведь в законе прописано, что это некоммерческие организации

Хотя основная цель НКО — помогать, а не зарабатывать деньги, это не значит, что у них нет права заниматься коммерцией.

«НКО не может самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, то есть систематической деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Однако это не означает, что НКО не может получать доход при определенных условиях», — говорит юрист «Правовой команды» Иван Куликов.

По закону, НКО могут заниматься предпринимательской или другой приносящей доход деятельностью, если это отвечает ее уставным целям и еще некоторым правилам.

НКО могут производить и продавать свои товары (например, сувениры, которые делают их подопечные), оказывать платные услуги, формировать целевой капитал и даже приобретать ценные бумаги.

«В 2022 году доля приносящей доход деятельности в бюджете фонда «Второе дыхание» составила 46%, годом ранее — 41%. Для фонда это важный источник финансирования, который дает нам устойчивость и позволяет не зависеть на 100% ни от частного, ни от грантового фандрайзинга», — рассказала Ирина Козловских, PR-директор «Второго дыхания».

Миф 2. НКО не должны заниматься коммерческой деятельностью, иначе они не отличаются от бизнеса

В отличие от коммерческих компаний в НКО вся прибыль направляется на уставную деятельность. При этом коммерческая деятельность должна быть связана с основной деятельностью организации, прописанной в уставе.

«Например, если организация помогает развитию физкультуры и спорта, то открыть свою свиноферму она не сможет — это не соответствует ее уставу», — объясняет Анна Орлова, руководитель программы «Кухня НКО».

Второй важный момент состоит в том, что деятельность, приносящая доход, не должна быть единственной. Если НКО никому не помогает или у нее нет миссии, то тогда она действительно ничем не будет отличаться от коммерческой компании или бизнес-проектов. Поэтому важен баланс между приносящей доход деятельностью и миссией.

«Наша модель работы основана на сборе одежды. Большую часть мы распределяем на благотворительность, но, например, футболку с пятнами мы не сможем передать нуждающимся, зато сможем продать ее на ветошь. Плюс мы собираем много одежды размеров XS и S — больше, чем востребовано на благотворительные выдачи. И эти излишки тоже логичнее продавать, а не держать в очереди на складе», — приводят пример в фонде «Второе дыхание».

Миф 3. НКО не производят товары и не предлагают услуги — им нечего предложить на рынке

Это не так. НКО могут продавать мерчи или товары собственного производства. Например, подопечные инклюзивных мастерских делают вещи ручной работы, которые продают на ярмарках и онлайн-ресурсах.

«Для благотворительного фонда «Второе дыхание» приносящая доход деятельность — это продажа вещей в магазинах «Второе дыхание», продажа оптового секонд-хенда, продажа ветоши, услуги корпоративным партнерам и фэшн-ретейлу», — отмечает Ирина Козловских.

Некоторые организации оказывают платные услуги: ухаживают за пожилыми, консультируют по юридическим вопросам и так далее. Иногда НКО организовывают платные мероприятия.

«НКО довольно часто оказывают услуги в сферах образования, здравоохранения, спорта, науки, социальной сфере и других. И большинство НКО являются компетентными и опытными в этих сферах», — говорит юрист «Правовой команды».

Миф 4. Все доходы НКО от коммерческой деятельности идут в карман сотрудникам

Это невозможно по закону. Доход от такой деятельности направляется на уставные цели НКО: помощь подопечным, развитие сферы, в которой работает организация, и так далее. И это еще одно принципиальное отличие: в коммерческой организации распределение дохода между учредителями возможно, а в НКО — нет.

Но, действительно, такие доходы могут направляться на административно-управленческие расходы, в том числе на зарплаты. Но все это происходит строго по закону.

Часто одни и те же сотрудники НКО задействованы и в осуществлении основной уставной деятельности, и в осуществлении приносящей доход деятельности.

«Поэтому в этом нет не только ничего незаконного, но и предосудительного, так как в конечном счете это способствует деятельности НКО вообще. Кроме того, на эти доходы НКО очень часто реализует свои основные проекты, оказывая безвозмездную помощь и поддержку», — добавляет Иван Куликов.

Миф 5. Зарабатывать на чужих бедах стыдно

НКО не зарабатывают на бедах, а помогают их решать. Хотя иногда и делают это платно.

Если НКО, которая профессионально занимается уходом за пожилыми, предоставляет на рынке хорошую платную услугу, то это не стыдно. Работа специалистов НКО должна оплачиваться, как и экспертов в других сферах. Тем более у НКО практически всегда есть пул подопечных, которым услуги оказываются бесплатно.

Издалека может показаться, что такой проект только про деньги, но на самом деле в него заложены процессы, связанные с основной миссией организации: люди социализируются, получают профессию, выходят на открытый рынок труда. В итоге люди адаптируются, улучшается качество их жизни — что это, если не миссия НКО? » — приводит пример руководитель программы «Кухня НКО».

Миф 6. НКО не умеют заниматься бизнесом: там работают непрофессионалы и их обязательно обманут

Если НКО в целом работает профессионально, то ее сотрудники работают с бюджетами, просчитывают услуги, чтобы заложить их в грант, знают, сколько стоит работа специалистов и расходные материалы.

«В этом плане управление в профессиональной НКО равно управлению в бизнесе.

И сейчас некоммерческие организации все чаще используют в своей работе те же инструменты, что и коммерческие компании», — объясняет Анна Орлова.

Главное — понимать, готова ли вообще НКО заниматься коммерческой деятельностью, поскольку нужно это не всем. У «Кухни НКО» есть курс «Предпринимательская деятельность НКО»: пройдя его, организация понимает, как работать в этом направлении и нужно ли это ей.

«Предпринимательская деятельность — это элемент устойчивости. НКО не должны все время просить гранты и пожертвования на свою работу: мы можем зарабатывать и направлять эти средства на свою основную работу. Главное — подойти к этому с умом», — добавляет руководитель программы «Кухня НКО».

Не у всех есть товары или услуги, которые будут востребованы на рынке. Хорошо, если организация это вовремя поймет и сознательно примет решение развивать свою устойчивость за счет других источников: работы с корпоративными партнерами, привлечения частных пожертвований, развития системы сторонников и т.д.

Миф 7. Если НКО занимаются бизнесом, рано или поздно они перестанут помогать, а будут использовать свою репутацию только для зарабатывания денег

«За свою почти 25-летнюю историю работы в некоммерческом секторе не слышала, чтобы НКО переставали заниматься благотворительностью и уходили в тотальный бизнес», — говорит Анна Орлова.

У этого есть несколько причин: как моральных, так и экономических. Как правило, в сферах, где НКО занимаются приносящей доход деятельностью, очень низкомаржинальные услуги или товары. А значит, уйти «с головой» в бизнес будет проблемно.

Для НКО часто оказание услуги или производство товара практически равно минимальной прибыли, которую она получает. А даже если прибыль есть, то она помогает реализовывать бесплатную помощь.

Есть проекты и с высокой маржинальностью, например, благотворительные магазины. Но часто они зарегистрированы в другой организационно-правовой форме, не как НКО.

«Скорее я могу предположить ситуацию, что от НКО может отделиться предприятие, которое занимается бизнес-деятельностью. Или команда НКО расколется на тех, кто зарабатывает, и тех, кто помогает. Но вряд ли сама организация перейдет в другую ипостась», — подытоживает Орлова.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

АСИ

Поделиться:

Нам важно ваше мнение

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять отзывы